Государственное казенное учреждение Свердловской области
Свердловская область, город Красноуфимск, улица Пролетарская, дом 84
Телефон: +7 (34394) 7-59-10

 

Главная / Деятельность / Статьи и публикации / О национальном колорите жителей Красноуфимского района

О национальном колорите жителей Красноуфимского района

17 июня

Статьи и публикации

О национальном колорите жителей Красноуфимского района

Наша страна является многонациональным государством, на территории которого проживает более 190 народов. В Свердловской области проживает около 160 национальностей. Стало интересно изучить национальный состав жителей Красноуфимского района.

По информации администрации Муниципального образования Красноуфимский округ на 2018 год на территории Красноуфимского округа проживают представители разных национальностей: русских – 16 486 человек (61,9%), татар – 5 193 человека (19,5%), марийцев – 4 128 человек (15,5%), 826 человек (3,1%) - других национальностей (башкиры, немцы, чуваши, азербайджанцы, армяне, таджики, цыгане и другие).

Национальный состав Красноуфимского района заметно отличается от национального состава Свердловской области. Так по данным Официального сайта Правительства по состоянию на 2010 год в Свердловской области русские составляют– 85,74 %, татары - 3,35%, башкиры - 0,73 %, марийцы - 0,55 %.

Имеют место существенные географические различия в удельном весе населения на территории области и на территории Красноуфимского района. В частности, в Красноуфимском районе в сравнении с другими населенными пунктами Свердловской области наблюдается наименьший удельный вес русского населения (61,9 %), значительна доля татарского населения (19,5 %) и марийского (15,5 %). Как же заселялся Красноуфимский район?

Оказалось, достаточно не просто найти интересующую информацию, основываясь на архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве в городе Красноуфимске, но обнаружены очень интересные материалы в фонде краеведа Л.С. Зеленцова Обращаю внимание читателей, что названия населенных пунктов и национальностей написаны так, как в архивных документах фондообразователя.

В статье Л.С. Зеленцова «Преданья старины глубокой... : [заселение края]» написано: «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества Империю разделяющий» издан в 1792 году в Петербурге. На карте пермского наместничества указаны селения: Преображенское (тeперь Красносоколье), Крестовоздвиженское (сейчас Новое Село), Иргинский завод, Шилова, Титешная (ныне Подгорная), Чувашское (Чувашково). И все. Самым старым из существующих в нашем районе русским населенным пунктом следует, по-видимому, считать Красносоколье (по-старому Преображенское), которое начало заселяться, по некоторым данным, в 1649 году. И это время можно считать началом заселения нашего края русскими. В 1600 году на территории Красноуфимского района не было ни одного русского поселения.

В конце XIX века на территории нынешнего Красноуфимского района насчитывалось около 50 русских населенных пунктов. Самым большим (не считая Красноуфимск и заводы) по количеству населения было Кошаево — 962 человека. Затем Преображенское (Соколье) — 910 человек, Н-Село — 772 человека, Ключики — 722 человека, Криулино — 689 человек, Русская Тавра — 660 человек, Живодерки — 619 человек, Крылова — 600 человек. На этом, в основном, и закончилось образование русских населенных пунктов. В последнем десятилетии XIX века, в начале XX века образовались Шурышевка, Петуховка на реке Саране и 3ауфа (выселок из Н-Сараны). Особенно много хуторов возникло после 1906 года. К ним относятся Верхний Контуган, Нижний Контуган, Средний Контуган, Новый Контуган. После постройки железной дороги образовались Каменный Саранинский завод, Пудлинговый. Такова почти 300-летияя история освоения нашего края. Мы видим, что подавляющее большинство населенных пунктов было основано выходцами из Кунгурского, Осиновского, Чердынского и некоторых других северных уездов Пермской губернии. В Александровском, Подгорной, Ключиках значительная часть населения — потомки привезенных когда-то помещиком Голубцовым крестьян из Симбирской губернии. Их можно легко отличить по своеобразному мягкому певучему говору, и называют их гамаюны».

По материалам статьи Л.С. Зеленцова «Загадки одо»: «местные марийцы делят себя на три группы: одо- «вотяки» (Юва, Марийские Ключики, Верх-Бугалыш, Усть-Маш,), кунгуры – «кунгурские», японыш – «уфимские» (Юва, Верх-Бугалыш, Усть-Маш, Большая Тавра, Малая Тавра, Сарсы)».

Очень интересна статья Л.С. Зеленцова «Куда подевались башкиры?» В ней он ссылается на такие факты, что в конце XIX века в населенных пунктах Красноуфимского района проживали башкорты и тептяри. Именно так называли себя жители деревень, которые сейчас называют татарскими (Усть-Баяк, Усть-Бугалыш, Рахмангулово, Бугалыш Средний, Бугалыш Новый и др.) Татары были малочисленным народом и проживали в Озерках, Усть-Маше. Башкиры-вотчиники владели большими земельными угодьями (от 17 (Усть-Бугалыш) до 102 (Сызги) десятин на 1 работника, а тептяри – это припущенники, заключившие с башкирами-вотченниками письменные условия, определявшие количество полученных угодий и размер повинностей. Припущенники – это пришельцы из других народностей Прикамья и Приволжья – татар, мари, мордвы, чувашей, а так же башкир-невотченников, т.е. не имеющих своей земли. В «Справочнике территории и населения Кунгурского округа» в 1926 году во всех населенных пунктах в графе «преобладающая национальность» значится «тат.-башкирск.», «русск.», «чуваши». Напрашивается вывод: появилась новая «татаро-башкирская» общность людей, а башкир стало меньше. А по результатам переписи населения 1959 г. в Красноуфимском районе зарегистрировано 8 национальностей, но среди них нет ни одного башкира. Видимо потомки башкир стали считать себя татарами».

Процессы смены этнической самоидентификации прослеживаются и на материалах переписей населения второй половины XX века. Происходит уменьшение числа башкирских деревень при положительной динамике татарских.

В завершении статьи хочется сказать: «Красноуфимский район – многонациональный, на его территории дружно живут представители разных народов, они понимают друг друга, несмотря на различия в религии, обычаях и языках, а их культура дополняет и обогащает друг друга».

 

Елена Закорюкина, заведующий отделом использования архивных документов и НСА Государственного архива в городе Красноуфимске.

 


На сайте krufarhiv.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы